СДВГ
Статья в журнал для родителей «особых» детей «Седьмой лепесток» « СДВГ: беседа с психологом»
На вопросы журналиста отвечают
Ирина БАРАНОВАЭ, детский патопсихолог-диагност
Оксана АЛИСОВА, детский и семейный коуч, специалист по работе с гиперактивными детьми
Что такое СДВГ?
Ирина Баранова: С точки зрения патопсихологии,синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это особое неоптимальное состояние ЦНС (центральной нервной системы. – Прим. ред.), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей – оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора «тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.
Чем отличается активный здоровый малыш от ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью?
И.Б.: Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент: если поместить ребенка в ограниченное пространство с определенным набором игрушек и предметов, обычный малыш через какое-то время найдет себе занятие и сосредоточится на нем. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет – его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет сконцентрироваться на определенном виде деятельности.
Основной метод диагностики СДВГ – наблюдение, и приведенный выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявление СДВГ.
Можно ли заподозрить СДВГ в раннем возрасте? На что стоит обратить внимание родителям младенца и ребенка младшего возраста?
И.Б.: Я считаю, что более-менее уверенно говорить о наличии у ребенка СДВГ можно только к семи годам. Ранее поведение ребенка и особенности его развития могут обуславливаться конституцией и индивидуальными темпами созревания – говоря простым языком, у ребенка еще просто незрелая психика. Применение серьезного медикаментозного лечения в этом случае может принести больше вреда, чем пользы. К тому же стоит помнить о том, что большинство детей дошкольного возраста активны и невнимательны – само по себе это не является патологией.
Однако вышесказанное совсем не значит, что расторможенного ребенка дошкольного возраста не надо показывать специалистам! Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями – моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции, и совсем не обязательно это будет СДВГ. Поэтому задача специалиста – квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребенку. Однако такой диагноз как СДВГ может появиться в карте не ранее, чем пациент достигнет семилетнего возраста. Это мое мнение как патопсихолога.
Каковы особенности развития эмоционально-волевой сферы при СДВГ?
И.Б.: Эмоционально-волевая сфера этих деток характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом нередко можно наблюдать и высокую истощаемость аффекта, что уже близко к неврастении.
Кто может поставить диагноз СДВГ? В каком возрасте этот диагноз может быть официально подтвержден?
И.Б.: Диагностика СДВГ – это прерогатива психиатров. Конечно, предположить наличие этого синдрома может и невролог, и психолог, и даже родители, но официально подтвердить диагноз должен именно психиатр.
Каковы критерии диагностики СДВГ в России? Известно, что за рубежом этот диагноз ставит консилиум специалистов, а как дело обстоит в нашей стране? Требуется ли для подтверждения СДВГ проходить функциональную диагностику?
И.Б.: В нашей стране официально опираются на критерии, описанные в рубрике F 90 МКБ-10.* Консилиум нужен и в нашей стране (как минимум два врача-психиатра и патопсихолог), как и при постановке любого другого психиатрического диагноза.
Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследование глазного дна у окулиста.
*F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства,
начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
F90 Гиперкинетические расстройства
F90.0 Нарушение активности внимания
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное
Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, шизофрения, аутизм, тревожное расстройство и т.п.)?
И.Б.: Этого в двух словах не опишешь. Именно это и требуется от специалиста – психиатра, патопсихолога, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.
Требуется ли при СДВГ медикаментозное лечение?
И.Б.: Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствия этого синдрома или его осложнения требуют определенной медикаментозной коррекции – например, сосудистой или дегидратационной терапии. Как клинический психолог могу сказать, что при СДВГ, как правило, нужен комплексный подход – совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.
Какой специалист должен наблюдать ребенка с СДВГ (психолог, невролог, психиатр)?
И.Б.: Ребенок с СДВГ может наблюдаться одновременно у разных специалистов. Как правило, ответственность за выбор и результаты медикаментозной терапии несет врач-психиатр (если родители к нему обратились), психолог же ведет психокоррекционную работу. Роль невролога при этом отходит на второй план. Конечно, неврологи тоже могут оказывать определенную помощь таким детям, я нисколько не умаляю возможностей этих специалистов. Однако на практике все же вижу, что в коррекции СДВГ психиатры обычно более компетентны, чем неврологи.
Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребенку с умственностью отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта?
И.Б.: Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребенка с СДВГ может наблюдаться задержка психического или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость.
Конечно,ребенок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам – подобные проявления нередки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не дает права говорить о СДВГ.
Есть точка зрения, что СДВГ- дети – это очередная ступень развития человечества (индиго-дети). Так все же чем считать СДВГ – заболеванием или индивидуальной особенностью личности?
И.Б.: В этой «идеологии» я не сильна. Теоретически можно предположить, что СДВГ – это вариант мутации, формирующей «новый тип человека». В принципе, любые детские психические отклонения могут привести к изменениям возможностей мозга в будущем, дать выход на новый уровень функционирования психики. Ведь таких детей действительно немало – они, безусловно, влияют на общество и сами находятся в постоянном интенсивном развитии «в среде».
Однако пока конкретных и достоверных подтверждений особых достижений таких людей нет. Информации же о возможном усугублении состояния детей и подростков с СДВГ, напротив, достаточно – девиантность, делинквентность, зависимое поведение.
Какой режим дня рекомендуется для ребенка с СДВГ?
Оксана Алисова: Родителям детей с СДВГ рекомендуютдомасоблюдать четкий режим дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон – желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных привлекательных картинок и стараться ему следовать. Однако помните, что распорядок дня – это последовательное чередование различных видов деятельности, а не шантаж («если пообедаешь, будешь играть в компьютер»). Если вы планируете куда-то выйти с ребенком, сообщайте ему заранее маршрут, а также заблаговременно обговаривайте все детали и правила поведения.
Если у ребенка с СДВГ есть способности в той или иной сфере (языки, математика и т.п.), каким образом их развивать? Ведь зачастую с нагрузками и требованиями спецшкол такой ребенок не справляется.
О.А.: Если у малыша с СДВГ есть способности, их, конечно, стоит развивать – так же, как и у любого другого ребенка.Важно помнить, что для гиперактивных ребятважна правильная организация занятий – то есть вредна не большая учебная нагрузка сама по себе, а некоторые способы обучения.
Ребенку с СДВГ сложно неподвижно сидеть целых 45 минут – соблюдение дисциплины для него является трудной задачей. Однако если не заострять внимание на «проблеме дисциплины», ребенок обычно работает довольно продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения – например, можно сидеть, поджав ноги, «мотать» ими под столом, вставать рядом с партой и т.п.
Полезны ли для ребенка с СДВГ занятия спортом? Если да, то какой вид спорта предпочесть? И что делать, если ребенок не способен соблюдать дисциплину во время тренировок?
О.А.: Для ребенка с СДВГ занятия спортом, безусловно, полезны, однако не все виды спорта ему подойдут. Предпочтение стоит отдать плаванию, легкой атлетике, велоспорту, восточным единоборствам. Регулярные занятияспортом помогут ребенку в формировании навыков самодисциплины. Это является важнейшей задачей для детей с СДВГ, и речь здесь не столько о соблюдении «внешней дисциплины» на тренировках, сколько о развитии навыков самоконтроля (конечно, в данном случае многое зависит от тренера).
Что касается требований жесткой дисциплины на тренировках, то обычно они выдвигаются, когда ребенок профессионально занимается спортом и основной целью тренера становится достижение высоких результатов. У родителей детей с СДВГ должна быть другая задача – направить активность ребенка в управляемое конструктивное русло, поэтому небольшие отступления от дисциплинарных требований допустимы. Если у конкретного ребенка с СДВГ имеются серьезные проблемы с дисциплиной, тренер может воспользоваться системой правил и санкций, которая поможет регулировать отношения внутри группы.
Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей ребенка с СДВГ.
О.А.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления – воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ подразумевает, прежде всего, поведенческую терапию, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиральные и формирование социальных навыков.
Оперантные методы – это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется «тайм-аут», отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
1. Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также, по возможности, наглядно продемонстрированы.
2.Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
3.Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
4. Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
5. Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.
Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями – как инструкция по реагированию на определенные способы поведения.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся, на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивного ребенка навыков самоконтроля.Цель – научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод –самонаблюдение, самоинструктаж. Задача – изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) исамоинструктаж. «То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают», – считал Мейхенбаум.
Терапия с помощью этого метода имеет определенную последовательность:
1. Определение проблемы («стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
2. Управление вниманием и планирование («что я могу сделать? как я должен поступить?»).
3. Управление реакциями – формулируются самоинструкции, которые, по сути, являютсяруководством к действию («я сделаю сначала так, а потом вот так).
4. Исправление ошибок («я ошибся, но можно попробовать сделать это по-другому»).
5. Положительная самооценка («мне удалось сделать это хорошо»).
Другим важным аспектом психокоррекционной работы с гиперактивным ребенком является формирование социальных навыков в группе. Проблемыаффективно-личностной сферы(тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность и др.) можно решить с помощью игровой терапии. В игре возможно научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, усилению эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков.
Не менее важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком – это работа с его окружением. Сюда входит:
– работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
– информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
– обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, «крайности воспитания» – тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям гиперактивных детей.
Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае с СДВГ.
Как объяснить педагогам (воспитателям детского сада, школьным учителям, спортивным тренерам), что ребенок не избалован и невоспитан, а имеет объективные проблемы в эмоционально-волевой сфере?
О.А.: С воспитателями, учителями, тренерами проводится психологическое просвещение о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Разъясняя особенности проявления синдрома во время пребывания ребенка в образовательном учреждении, одновременно проводят психологическую работу по изменению предвзятой позиции взрослого, считающего, что поведение ребенка носит осознанный характер, что он «делает все на зло». Педагогам стоит помнить, что тетрудности, которые возникают при общении с гиперактивными детьми и их обучении – проблемы не ребенка, а взрослого. И именно взрослые должны организовать среду так, чтобы ребенок мог благополучно адаптироваться и социализироваться.
И.Б.: В свою очередь могу сказать, что профессиональные психологи, которые сопровождают семью с таким ребенком, по личной инициативе встречаются с педагогами и объясняют им суть проблемы. Родители далеко не всегда могут это сделать уверенно и лаконично.
Какие проблемы возможны в младшем школьном, подростковом, взрослом возрасте?
О.А.: Что касается возможных проблем, то в младшем школьном возрасте основные трудности связаны с повышенной двигательной активностью – родителям и учителям бывает непросто «угомонить» таких деток. У гиперактивного ребенка нередко страдает успеваемость – проблема не в интеллекте, а в нарушении произвольного внимания. Маленькому школьнику бывает трудно сосредоточиться на определенном виде деятельности.
В подростковом возрасте на первый план выступают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми – у таких ребят высок риск формирования асоциального и антисоциального поведения.
У взрослых с СДВГ нередко развиваются зависимости (алкогольная, наркотическая).
Возможно ли компенсировать, преодолеть СДВГ? Какой прогноз будущего для таких детей?
О.А.: Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз будущего вполне благоприятный.
Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?
И.Б.: Будучи молодой матерью, я тоже испытывала все эти чувства. Однажды мне попалась книга Эды ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума», которая очень помогла мне в тот момент. Главы из этой книги были перепечатаны в газетной статье под говорящим названием «Родительство не для трусливых». Мой совет – мужайтесь 🙂 И… просто любите своих детей, несмотря ни на что. Наверное, иногда это самое сложное для большинства из нас.