Как игрушки “портят” ребенка?
«У тебя их сотня!»
«Нет, всего 23!»
Такой диалог я услышала в детском мире, зайдя за игрушками для внучек.
«У меня 23 куклы, а у Оли – больше. У нее есть Барби с плюшевым мишкой, а у меня нет».
«Может, ты возьмешь просто Барби и дашь ей маленького зайку из коллекции зверят?»
«Нет, ты не понимаешь, это не то!»
Диалог активно продолжался. Я задумалась над ним. Мне стало интересно, сколько кукол или игрушек есть у современных детей. Я понимала, что много, но что бы так?
Хорошо это или плохо, что у наших детей сейчас такое изобилие игрушек?
Наверное, хорошо, потому что мне в детстве мечталось иметь много игрушек, а сейчас для детей это стало явью. Но с другой стороны…
Каждая из кукол для меня и моих подруг была ценной, потому что их было не так много. У меня 5! Я до сих пор помню их по именам. Особенно куклу Риту, которую мне привезли из Германии и, конечно, Лизу, потому что у нее оторвалась рука, и я ее привязала бельевой резинкой. Я обращалась с ней очень бережно, лечила.
Мы с подружками шили им одежду, вязали шарфики. Из пустых спичных коробков делали мебель и даже дома!
Сегодняшней девочке не приходит идея связать шарфик. Зачем? Ведь можно купить новую куклу в зимней одежде или просто комплект готовой одежды и аксессуаров. Даже кукольный гробик! Взрослые зачастую заняты на нескольких работах, нам не хватает времени на домашние дела, а уж тем более на «сшить вместе одежду или построить мебель из спичечных коробков». Я сама поймала себя на мысли, что пришла в детский мир за чем-то новеньким, интересным, не проанализировав, а на сколько сейчас есть необходимость что-то покупать? Мне просто хотелось порадовать внучек. Но ведь это можно делать, не только купив игрушку!
Я продолжала ходить по магазину и смотреть на изобилие игрушек и родителей с детьми.
«Выбирай скорей!» – уже нервно говорила мама сыну лет пяти. Мальчуган смотрел на полку с машинками и явно не мог сделать свой выбор. Он брал одну, прижимал ее к себе и начинал уже отходить от полки, как снова возвращался к ней. Ставил желтую и тянулся за красной. Когда он сделал так в очередной раз, родители уже раздраженно его торопили.
«Вот и первый минус», – подумала я. Маленькому человеку сложно сделать выбор. А когда он его делает, то остается недовольным. Опыт выбора явно не положительный. Если таких ситуаций накопится критическая масса, то делать выбор в старшем возрасте будет мучительно больно.
Второй минус: игрушек так много, что не надо их беречь. А на чем же еще ребенку учиться бережливости, как не на своих вещах-игрушках?! Не берегу свое, а чужое и подавно не буду. А про общее и думать не надо, общее – значит ничье.
Третий минус: «Какая у тебя любимая игрушка?» – всегда спрашиваю я у ребенка на консультации. Один из популярных ответов: «Все!»
«Ну а самая любимая?» – продолжаю я.
Нет любимой – нет привязанности. Конечно, плохо иметь зависимость от вещей. Но ребенок, имея любимую игрушку, учится взаимодействовать с ней. Через нее ребенок научается любить, заботиться. Это прототип отношений с людьми.
Четвертый минус: нет места для развития воображения и творчества. Я бы ещё говорила о развитии способности находить многообразие решении разных жизненных ситуаций.
Есть русская поговорка «Голь на выдумку хитра». Палка может быть лошадью, может быть клюшкой, волшебной палочкой, да, собственно, чем угодно! Вот вам многообразие решений и воображение.
Пятый минус: все сложнее и сложнее доставить радость ребенку. Игрушка новая радует его несколько минут, в лучшем случае, пару дней. А потом снова: «Мне скучно!», «Купи новую, вы мне ничего не покупаете!», «У нее не такой цвет глаз!» и т.д. А помните, как мы радовались новой игрушке на День Рождения? Бежали поделиться радостью со своим друзьями, чтобы организовать очередную игру дочки-матери.
Так хорошо или плохо, что у наших детей изобилие игрушек?
Я продолжала ходить по магазину и увидела пожилую пару. Они тщательно выбирали игру для своего внука. Из их разговора я поняла, что у него скоро День Рождения, ему исполняется 6 лет!
«Он в эту игру сможет играть и с друзьями, и с нами. Она его научит…»
Я поняла, как здорово, что есть выбор! Мы можем так выбирать игрушки для наших детей, чтобы они помогали им расти и развиваться!
Чтобы игрушки помогали, а не решали проблемы взрослых: «У меня было мало игрушек, так пусть у моего ребёнка будет много, чтобы не чувствовал себя ущемленным», «Надо купить очередную, чтобы было, чем ему заняться вечерами, меньше к нам будет лезть», «Как же я без подарка приду к внуку» и т.д.
При выборе очередной игрушки задайте себе вопрос:
«Когда я последний раз покупала игрушку? С какой целью я покупаю данную игрушку? На сколько она необходима для сына или дочери? Каким навыкам, качествам или умениям она поможет мне научить ребенка?»
Я вышла из магазина, купив один набор посуды для своих внучек- двойняшек.
Думаю, уважаемые читатели, вы поняли, почему один набор на двоих?!
P.S. Этим набором мы играем уже на протяжении месяца каждый вечер. Мы кормим животных, кукол, родителей. Рита варит суп в кастрюльке, а Соня, тем временем, жарит яйца на сковороде, а я раскладываю тарелки! Затем складываем (очень стараемся не разбросать, им по 2,2 года) в коробку и ставим высоко на полку. А на следующий вечер, когда я прихожу домой, они бегут и ждут, чтобы мы снова начали нашу игру.