Как приучить ребенка к горшку. Советы специалиста по сенсорной интеграции
Тема приучения ребенка к горшку будет актуальна во все времена. Вечный вопрос – когда приучать ребёнка к горшку? Родители здесь делятся на 3 категории:
- Родители, которые высаживают ребёнка на горшок до года. Не стоит торопить события! Малыш должен быть физически готов к горшку: уверенно стоять, ходить, спокойно сидеть около 10 минут, более двух часов оставаться сухим. Высаживание на горшок в неосознанном возрасте до года не имеет ничего общего с осмысленным хождением в туалет. Ребенок, который едва может сидеть, скорее всего, просто не поймет, что от него хотят. «Победные» моменты будут радовать родителей, но для малыша не будут значить, ровным счетом, ничего.
- Родители, которые разрешают носить подгузники без ограничения. Зачастую применение подгузников для родителей становится маниакальной идеей. Потом с ребёнка резко снимают то, что позволяло ранее оставаться в комфорте, и требуют поменять привычки. Так не бывает! Ребёнок, привыкший долго справлять нужду в подгузник, дольше приучается к горшку. Чтобы осознать, что подгузника нет, ребёнку требуется иногда больше полугода. Поэтому чаще снимайте подгузники. Если беспокоитесь о ковре или мебели: сшейте чехлы, застелите клеёнкой. В идеале, малыш должен оставаться сухим и в ночное время, а использование подгузников препятствует этому приучению.
- Родители, которые переживают, если до двух лет ребенок не научился ходить в туалет. Часто такие родители слишком обеспокоены, что крохе два года, а на горшок всё никак. Главное – спокойствие и терпение. Понаблюдайте за ребёнком, возможно, он физически, умственно или эмоционально не готов.
Готовность ребёнка:
Физически – уверенно стоит, ходит, спокойно может сидеть около 10 минут, более 2-х часов остаётся сухим. Ребёнок должен начать контролировать позывы в туалет, вырабатывать рефлексы расслабления и терпения.
Умственно – понимает происходящее и знает порядок пользования горшком. Хорошо, если у ребёнка есть пример (другие дети в детском саду правильно пользуются горшком). Это может быть хорошим стимулом научиться тому же!
Эмоционально – ребёнок способен намеренно остановить процесс, чтобы добраться до туалета, вместо того, чтобы попросту сходить в памперс или на пол.
Но может быть и так, что родители прикладывают все усилия, а ребёнок никак не приучается к горшку. В чем может быть причина?
- Не тот момент. Бывает такое, что всё шло хорошо и внезапно изменилось. Не стоит приучение к горшку совмещать с другими обучениями, сменой режима. Стоит повременить на период болезни или во время прорезывания зубов. Любой стресс или волнительное событие может прервать привыкание к горшку или вызвать отторжение.
- Мания горшка. Не стоит высаживать ребёнка на горшок каждые полчаса, стыдить или сравнивать с другими, держать ребёнка на горшке, пока не сделает дела.
- Давление. Излишняя строгость родителей, порицание или наказание малыша за неумение справлять нужду на горшок травмирует психику ребёнка. Малыш может замкнуться в себе, начнёт бояться последствий. Возможно такое, что малыш начнёт прятаться, терпеть, задерживая естественные процессы организма, что может вызвать проблемы со здоровьем.
- Сидим, молчим. Часто родители, сажая дитя на горшок, начинают заниматься своими делами или просто молча ждут, когда ребенок закончит процесс. Такое поведение подойдет, когда ваше чадо будет свободно рефлекторно бежать к горшку по каждому требованию организма. Пока же идет процесс приучения, создайте игровую атмосферу. Пусть с сидением на горшке будет связано что-то приятное и увлекательное. Но не перестарайтесь, ребенок должен не забыть, зачем он здесь. Не нужно поощрять ребенка в форме конфет, подарков и мультиков. Ваше одобрение должно быть устным и очень честным. Не стоит также приобретать горшок-игрушку, ребенок должен воспринимать предмет в соответствии с его предназначением, а не ассоциировать с развлечением.
- Нарушение внутренних процессов. У нас есть замечательная внутренняя сенсорная система – интероцепция. Чтобы успешно пользоваться горшком, ребёнку нужно чувствовать, что его мочевой пузырь или кишечник полный. Эта система как раз и информирует ребёнка о внутренних процессах. Подгузники в этом случае могут усугубить ситуацию, потому что ребёнок мало того, что не чувствует наполнение мочевого пузыря или кишечника, так ещё и не видит последствий своей нужды. Соответственно, у него не формируется «хочу в туалет».
Уделите особое внимание выбору горшка. Безусловно, каждая мама хочет для своего ребёнка всё самое лучшее и необыкновенное. Но так ли нужны горшки в виде машин, музыкальные, имитирующие слив воды или подставками для игр?
Многие педиатры не советуют торопиться выкидывать деньги на продвинутые дорогие модели. Остановите свой выбор на классическом варианте, практичном и удобном. Ребёнок, которого приучают к новому предмету и формируют новый навык, может испугаться ярких цветов или резких звуков. И в дальнейшем будет игнорировать попытки родителей освоить горшок.
Также «навороченную» модель ребёнок может принять как игрушку и, вместо использования по назначению, увлечься забавой.
Выбрать «правильную» модель можно по следующим характеристикам:
- Устойчивость. Маленький ребенок даже на горшке может быть очень активным. И, чтобы исключить случайное падение, надо выбирать модель с широким основанием или с наличием подножек.
- Материал. Предпочтительнее покупать горшок из пластика и только в специализированных магазинах, которые имеют сертификаты соответствия на свои товары. Поверхность, соприкасающаяся с нежной кожей малыша, не должна быть липкой, иметь швы, шероховатости и зазубрины.
- Форма. Удобство горшка зависит и от его формы. Так, девочкам приобретают круглую модель, мальчикам – овальную, имеющую выступ впереди. Разница в форме обусловлена разным анатомическим строением малышей.
Для поездки с малышом лучше приобрести горшок с имеющейся крышкой или дорожные модели в виде контейнеров с ручками.
В приучении к горшку нет универсальной методики. Что подойдёт одному ребёнку, вызовет отторжение у другого. Можно лишь дать несколько советов, как облегчить процесс приучения:
- Наберитесь терпения.
- Не слушайте возможных осуждений со стороны знакомых, родственников.
- Не сравнивайте своего малыша с другими.
- Не ругайте ребёнка за «аварии».
- Займите ребёнка во время высаживания на горшок.
- Похвалите за «успех» устно без лишней эмоциональности, но максимально искренне.
Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.