Программа “Запуск речи” для плохоговорящих и неговорящих детей 2-5 лет, для детей с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) и ЗРР (задержкой речевого развития)
Для кого?
Что делать , если ребёнок не говорит в 2 года? А если плохо говорит в 3 года? Для плохоговорящих или неговорящих детей 2-5 лет, при ЗРР (задержке речевого развития), ЗПРР (задержке психоречевого развития) и других причинах задержки развития речи существует эта программа “Запуск речи”.
Цель
Почему ребёнок не говорит?
Речь – самая сложная психическая функция и для ее правильного формирования необходимо наличие тринадцати (13!) различных факторов: от сохранности центральной нервной системы до развитого желания и умения общаться. Развитие речи у ребёнка происходит постепенно. В первый год жизни с развитием мозга у него активно развивается слух и органы речи, ребёнок начинает говорить первые слова, узнаёт своих близких и какие-то простейшие предметы. К полутора годам ребёнок обычно умеет строить простейшие фразы и пусть он не всегда ещё в ладах с падежами и множественным числом, но предложения из двух-трёх слов для него уже не проблема.
Если этого не происходит – диагностируется задержка речи у ребёнка. Задержка развития речи может происходит по многим причинам. Это могут быть травмы головы в раннем возрасте, тяжелые инфекционные заболевания, а так же психологические проблемы. В последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в развитии детей возросла в несколько раз, так что проблемы с задержкой речи у ребёнка 3 лет в последнее время не такая уж и редкость. Почему происходит задержка развития речи именно у вашего ребёнка – вопрос к специалисту.
Чем опасна ЗРР?
Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Хотя, не смотря на то, что сегодня у ребёнка наблюдается ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПРР (задержка психоречевого развития), такой диагноз вовсе не обязателен если ребёнок не говорит в 2 года или плохо говорит в 3 года.
Что такое ЗПРР?
В отличие от просто задержки речевого развития, задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития, которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием. Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе. То есть, случается, что задержка речевого развития сочетается с различными особенностями психической деятельности и познавательной активности. Таким образом, если у ребенка имеются речевые расстройства или отсутствует речь, то только согласованная работа нескольких специалистов позволяет создать необходимые условия для успешного речевого развития. Запуск речи у неговорящих детей возможен!
Сопровождение дефектолога
Цель: развитие у детей с задержкой речевого развития при ЗПРР или тяжелыми нарушениями речи и познавательной активности, интереса к окружающей действительности – одного из важных условий для развития речи; формирование когнитивных предпосылок речевой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Сопровождение детского психолога
Цель: овладение элементарными коммуникативными умениями – необходимого условия для запуска речи; формирование навыков игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; снятие психологических барьеров.
Сопровождение логопеда
Цель: преодоление речевого негативизма; развитие языкового чутья; формирование элементарных общих речевых умений; формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» с использованием вербальных (речевых) средств общения.
В зависимости от причины речевых нарушений формируются две группы
«Запуск речи» для детей с нарушением психического развития и познавательной деятельности
Запуск речи у неговорящих детей. Подходит для неговорящих детей с ЗРР (задержкой речевого развития) и ЗПРР (задержкой психоречевого развития). Чтобы скомпенсировать отставание в интеллектуальной сфере для детей с задержкой речевого развития на первом этапе программы особую важность приобретают занятия с дефектологом .
«Запуск речи» для детей с нарушением коммуникативной и познавательной деятельности.
Мы рекомендуем ее детям с расстройствами аутистического спектра (аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм). В силу того, что у таких детей отсутствует (снижена) потребность использования речи как коммуникативного средства, нет желания вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, ключевую роль начинает играть работа психолога.
Работа с нарушениями речевого развития — длительный процесс. Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз “задержка речевого развития” (ЗРР) или тем более “задержка психоречевого развития” (ЗПРР) важно не упустить время, после 4-х лет запуск речи становится все более сложным! Группа «Запуск речи» – это мощный стимул к правильному речевому развитию ребенка!