Как приучить ребенка к домашним обязанностям
Домашние обязанности?! Мука?! Ненавистные действия?! Каторга?! Или радость от того, что принес пользу?! Вы устали заставлять ребенка, а он усердно защищается от обязанностей.Что же это на самом деле? Давайте разбираться.
Первое, что я спрашиваю у родителя, когда он приходит с таким запросом: «Какие из обязанностей вы хотите привить вашему ребенку?» Самый распространенный ответ: чтобы он убирал за собой постель, ставил тарелку в раковину, приводил в порядок комнату и …«Позвольте, разве это обязанности?»- хочется воскликнуть мне. Но я спокойно спрашиваю: «Что значит для вас слово обязанность?»
Вот самый распространенный ответ: это то, что мне необходимо сделать по отношению к кому-то. Я прошу привести пример обязанностей самого родителя в семье. Самый частый ответ: моя обязанность – приготовить обед, постирать и т. д. Тогда, что значит, когда вы убираете за собой кровать? Правильно, это – самообслуживание. Теперь мы с вами разобрались, что значит обязанность, а что самообслуживание.
Обязанность – это то, что мы делаем по отношению к другому человеку или группе. Семья — это группа. И очень важно, чтобы каждый ее член что-то делал для нее, что-то вкладывал. И не важен возраст — это может быть малыш 2-х лет или 80-летняя бабушка. Потому, что тогда мы чувствуем себя ценными для группы! А в то, во что мы не вкладываемся, не является для нас ценным! Это очень простые вещи, согласны со мной?!
И если вашему ребенку уже 5 лет, и у него нет своих обязанностей в семье, то пора задуматься о том, как он будет относиться к семье, как он будет ценить вас, когда ему будет 10, 20 лет.
ТАК КАК ЖЕ ПРИУЧИТЬ ДЕТЕЙ К ОБЯЗАННОСТЯМ?
- Детям до 5-6 лет я рекомендую делать это через игру, визуальное расписание с картинками.
На первом этапе важно приучить ребенка выполнять ваши простые просьбы и сделать это так, чтобы он с удовольствием их выполнял (то есть у вас контроль, и ребенок дал свое согласие на ваш контроль, это как у тренера и спортсмена, когда у них слаженная команда)
Например, Мише 4 года. У вас закатилось яблоко (или что-то) под стол. Вы пробуете достать, но вы большая и поэтому не получается залезть под стол. «Миша! Ой, у меня никак не получается достать яблоко (и показываете, что не получается) помоги, пожалуйста!» Миша достал. И вы даёте ему подтверждение: «Ты ловкий/ ты ловко достал/ты находчивый (если он взял какой-либо предмет и достал им). Спасибо!» Можно это подкрепить еще пожатием руки. А я бы еще и заручилась его поддержкой наперед, сказав: «Можно, когда у меня будет проблема, я позову тебя на помощь?!»
Или вы на кассе из тележки достаете продукты и складываете на ленту. «Катя подержи пачку муки, пока я на ленту ставлю молоко. А потом ты поставь молоко». И обязательно даете подтверждение.
И действуете так 2-3 недели. НО не спекулируйте этим!
Второй этап: создаете игру. Вы запланировали на выходной день поход в зоопарк, но по вашему расписанию сначала небольшая уборка, а потом прогулка. И вы распределяете обязанности. Ребенку достанется вытереть пыль на полках, полить цветы, развесить мелкие вещи на сушилку или собрать их. Поручение, с которым ребенок справится по возрасту. На качество сильно не смотрим! Качество придет за количеством. Не критикуем если что-то не идеально сделано. Задача: дать ребенку почувствовать радость от того, что он вам помог и внес свой вклад.
Далее создаете много таких игр, и постепенно вы увидите, что у ребенка хорошо получается, и он с удовольствием это делает. Всегда, всегда, всегда давайте подтверждение за оказанную вам помощь!
P.S: Мои полуторогодовалые внучки наперегонки и с радостью несут снятые мною с сушилки маечки в комод. «Соня, как ты быстро отнесла! Рита, ты ловко закрыла ящик!» Они радуются и бегут снова мне помогать! Теперь они относят своей маме кухонные полотенца. Для них это игра! Я буду трепетно сохранять и создавать их желание помогать.
- Детям с 7 до 10 лет я рекомендую это делать через совместную деятельность.
На первом этапе также важно приучить ребенка выполнять ваши простые просьбы и сделать это так, чтобы он с удовольствием их выполнял (т. е у вас контроль, и ребенок дал свое согласие на ваш контроль, это как у тренера и спортсмена, когда у них слаженная команда).
Пример, Кириллу 8 лет. Сначала вы специально создаете ситуацию, затем это будет уже спонтанно. Папа меняет лампочки в люстре и ему нужна помощь. Мама не может, так как готовит обед. И кому же можно поручить столь ответственное задание!? «Кирилл, мне необходима твоя помощь, что бы в нашей зале было светло. Держать лампочку и одновременно выкручивать другую сложно. Я буду выкручивать старую и отдавать ее тебе. Твоя задача: аккуратно, так как лампа хрупкая, взять ее, положить в коробку. Потом дать мне новую».
И обязательно даем подтверждение! «Кирилл, ты был очень аккуратен с хрупким стеклом!»
И действуете так 2-3 недели. НО не спекулируйте этим!
Второй этап: рассказать про ОБМЕН ребенку на примере группы, в которой он состоит. Обмен — это когда ты что-то даешь (предмет, совет, идею и т. д) и что-то получаешь взамен (предмет, совет, признание и т. д). Так вы, опираясь на личный опыт ребенка, донесете до него важность обмена. А затем попросите его привести пример, как он делает это в своих группах. Как правило ребенок состоит в нескольких группа: школа, секция, кружок, команда во дворе. А затем попросите, что бы он рассказал, как он видит обмен в вашей семье. И спросите, что он готов еще предоставлять семье и что хотел бы за это получать в обмен. Закрепите ваши договоренности, выпив вкусного чая с пирожным или другим способом.
Маленький лайфхак! Когда обсуждаете данную тему – РИСУЙТЕ! Человек-кружочек, а стрелочками обозначайте направление потока. Над стрелочкой – что дает ребенок и что получает. Проговорить, привести примеры и увидеть наглядно – работает эффективнее!
P.S: Дорогой родитель! Как видите, нам взрослым необходимо занимать активную позицию, быть творческими, мудрыми! Возможно, не все получится с первого, даже второго раза. Я точно знаю, «Что дорогу осилит идущий!»