Условия развития речи
Речь – высшая, самая сложная и главная психическая функция. Человек приобретает знания и передает их посредством речи. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без нее невозможно активное общение. Речь является основным механизмом мышления. Овладение ребенком речью создает предпосылки специфических социальных контактов, способствуют осознанию, планированию и регуляции его поведения.
Наличие речевых расстройств и тем более, полное отсутствие речи у ребенка обычно сказывается на всем его психическом развитии, отрицательно влияют на формирование характера, приводят к отклонениям в его поведении, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Ход психического развития замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и в дальнейшем при выборе профессии и устройстве личной жизни.
Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно в процессе роста и развития. Речевое здоровье ребенка является важнейшей составляющей его полноценного развития. Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств.
Речь развивается при определенных условиях:
- сохранность центральной нервной системы (от ствола мозга до речевых центров коры полушарий) ;
- достаточные условия для созревания ЦНС (в том числе и режим сна);
- сохранность слуха (полноценный слух – важное условие формирования фонематического слуха);
- сохранность строения органов речи (особенно артикуляционного аппарата);
- сохранность иннервации речевого аппарата;
- сохранность зрения;
- наличие полноценной речевой среды с первых дней жизни;
- достаточный уровень развития моторной сферы (общей моторики, ручного праксиса(ручной умелости), артикуляционной моторики);
- достаточный уровень развития физиологического и речевого дыхания;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие коммуникативной деятельности;
- ребенок должен быть психически здоров и обладать достаточной психической активностью;
- ребенок должен быть соматически здоров.
Если хоть одно из этих условий нарушается, то начинается сбой в формировании языкового чутья и развитии речи. Поэтому, если у ребенка наблюдается задержка или нарушения речевого развития, помощи одного логопеда чаще всего недостаточно. Например, можно очень долго водить ребенка на занятия к логопеду, но не получать результата, потому что у ребенка проблемы с речью из-за нарушения коммуникативной деятельности (он просто не хочет/не умеет общаться).
Важно начинать работу с диагностики уровня и причин задержки речевого развития, а затем создавать условия для правильного развития речи. Для этого может потребоваться помощь ряда специалистов: психолога, дефектолога, невролога, ЛОРа и других. Подобный комплексный подход дает великолепные результаты!
Если Вы столкнулись с тем, что Ваш малыш говорит плохо или не говорит, то ждем Вас на консультацию к нашим специалистам, а также на программу логопедической помощи детям раннего возраста (3-4 лет) с нарушением речевого развития «Запуск речи».