Гипнотическая сила мультиков! Можно ли это преодолеть?
«Вы верите в Бога?» — это был неожиданный вопрос для меня.
В кабинете повисло молчание.
«Я последние несколько месяцев живу в аду», – продолжила клиентка.
«Ад — это когда ребенок часами орет. Вы и представить себе не можете каково это! Когда она ест, то требует мультики. Когда купается, настаивает их включить на планшете в ванной. Когда едем в машине, это неотъемлемая частью поездки. И засыпает, точнее вырубается, тоже под них. Я пробовала их забирать, но так только хуже. Катя (6,5 лет) кричит так, что соседи приходят и жалуются (у соседей за стеной родился малыш)».
Почему дети так залипают на них?
- они очень яркие, а иногда неестественные (розовый слон, голубой медведь и т.д). В них есть зрительные эффекты, такие как мерцание и т.д.
- простая ритмичная музыка, много разных шумовых эффектов – хлопки, взрывы, восклицания, аплодисменты и так далее.
- картинки-действия на экране быстро меняются.
Поэтому даже мультики без смыслового сюжета сильно приковывают внимание зрителя.
Все это создано для того, чтобы удерживать внимание ребенка. Именно эту функцию мультиков родители начинают использовать как способ чем-то занять ребенка, чтобы сделать свои дела. Результат: ребенка (да и подростка, взрослого) очень сложно оторвать от экрана без истерик.
Прибавьте то, что дети в силу незрелости своих волевых качеств просто не состоянии сами (по собственной инициативе) завершить просмотр мультика.
Так что-же, не смотреть мультики совсем?
Конечно, нет! Знаете, у мультиков есть еще полезные функции, например, показать ребенку, что такое зло и добро и т.д.
Инструкция по разумному использованию мультиков:
- Начинать просмотр мультиков нужно детям с 3-х лет. А если у вашего малыша есть повышенная эмоциональность, впечатлительность, то отложите старт знакомства с ними до 3,5 -4 лет или давайте очень-очень дозировано. «Но ведь он ходит в детский сад, на площадку, и дети там обсуждают мультики, а мой будет чувствовать себя ущербным». Чаще всего это переживания взрослого. А если ваша дочь пришла и спросила, кто такие «Смешарики», то ответьте, что это персонаж из мультика. Если ребёнок сильно заинтересовался, начинает настаивать посмотреть, посмотрите вместе одну серию. «Что тогда ребенку смотреть в этом возрасте?» Птиц, когда вы гуляете на улице, их можно даже покормить, и это будет весело! Животных в зоопарке! Сходить на спектакль в кукольный театр, потом поделиться впечатлениями (можно уже на короткие представления с 2,5 лет). Погулять по осеннему парку и пошуршать там листьями! Лайфхак- послушать аудиосказку! А если у вас есть проигрыватель и пластинки?! (вдруг остался после детства бабушки). Это может стать очень увлекательным действием!
- Дети старше 3-х лет. Применяйте дозировано. Выделите для мультиков определённое время дня и проговорите это ребенку. Так вы введете мультики как режимные моменты. Ребенок будет знать – когда, после чего и сколько по времени он будет смотреть любимые мультики. Будет знать, что следует за просмотром. Это ребенку будет давать спокойствие в отношении мультиков. Внимание! Нельзя манипулировать лишением просмотра мультиков в качестве наказания ребенка. «Ты плохо поел, не убрал игрушки, поэтому я лишаю тебя мультиков. Можно так: «По-нашему расписанию сначала ужин, потом мультики». То есть мультики просто не наступают, пока ужин не завершен.
- Решите сначала сами сколько мультиков (один, два) ребенок будет смотреть за один раз. Далее предупреждайте ребёнка ЗАРАНЕЕ, сколько он будет смотреть – один, два или три, или «пока стрелка часов не будет вот здесь». Внимание! Вы отвели на мультики 30 мин. вечером, а мультик идет 40 мин. Как вы будете выходить из этой ситуации? Продумайте заранее, какой мультик смотреть, чтобы уложиться в 30 мин., или в этот раз ребенок смотрит 40 мин., а не 30 мин. Риск: дети старше 5 лет могут уже ориентироваться по времени. Продумайте эти технические детали заранее.
- Ребенок смотрит последний мультик- заранее предупредите, что он скоро закончится и телевизор вы выключите. Так и поступите!
- Никогда не видитесь на «еще один»! Даже если вам сейчас было бы хорошо домыть посуду, приготовить обед, и при этом ребенок занят своим делом. НЕ размывайте границы и не рискуйте своим авторитетом (вы уже сказали, что этот последний).
- (В этом пункте очень хочу написать обязательно!!!) Будет хорошо, если вы посмотрите, про что мультик. Чем питает свой мозг ребёнок, чтобы потом ВАМ не справляться с надутыми губами, перенятыми у героини из мультика «Маши и Медведь». Это весело смотреть на экране, но не в реальной жизни, когда ребенок на все дует губы, и вы вокруг него прыгаете!
- Обсуждайте потом увиденное ребенком. По его ответам вы узнаете, кто из персонажей ему больше всего понравился и почему. Это сильно может влиять на те ценности, которые будут у него формироваться. Вы ведь сами знаете, что есть фильмы или фразы из них, которые запали вам в душу и повлияли на вас.
- Доставляйте себе удовольствие. Смотрите хорошие мультики всей семьей!
Как мы справились с залипанием Кати на мультиках? Ситуация осложнялась тем, что мультики у нее присутствовали почти с 1,5 лет, и это была почти зависимость. По решению родителей мама с Катей на лето (на 1,5 месяца) выехали в поселок, недалеко от Ростова, где жили их дальние родственники.
Договорились с родственниками о том, чтобы убрать телевизор. Мама купила себе кнопочный телефон для связи с мужем, все гаджеты остались дома. Первая неделя была ужасной! Вторая – легче, на четвертой дела пошли «в гору»: Катя ходила кормить животных, поливать цветы, купаться на озере. Стала лучше спать, научилась играть в куклы, кататься на велосипеде! По приезду домой мультиков еще не было 3 месяца. За это время в ее жизни появился театр и другие развлечения. Затем мама ввела мультики дозировано, используя вышеописанную инструкцию.