Научить убирать ребенка игрушки – это возможно!
Основная причина ссор с детьми до 7 лет — это уборка игрушек, а в начальной школе эта проблема занимает второе место после выполнения домашнего задания.
Так как же справиться? Я заметила, что мама рано или поздно устает справляться, потому что каждый раз придумывает что-то новое. Сегодня «лиса в гости приходила», поэтому надо было игрушки все убрать. Вчера было «соревнование между зайчиком и роботом», кто больше игрушек соберет в свою коробку, тот и приз получит!
Это игровой подход, он очень действенный и актуальный с детьми. Но вот что делать маме, когда воображение иссякает, или сегодня просто настроения нет что-то придумывать, да и в 6 лет это уже плохо начинает работать?
Если вы каждый вечер не справляетесь, давайте подумаем, как это можно организовать.
Что нам надо помнить:
- Мало кому из детей доставляет удовольствие собирать игрушки. Поэтому фраза: «Посмотри, как теперь красиво или чисто в твоей комнате!» или «Тебе так нравится?!» – работает плохо. Ребенку может и нравится, но, когда это убирает не он!
- Ребенку не нравится убирать, потому что его часто ругали за неубранные игрушки. Кому нравится делать то, за что ругали?
- Мы взрослые начинаем придавать этому слишком большое значение и даже зацикливаться.
Нашим детям совсем не мешает бардак в комнате, они в нем хорошо ориентируются (в углу куклы едят, посередине строим дом для них, а справа – как раз место для порисовать).
Этапы организации:
- Выделите достаточно времени в расписании ребенка, когда игрушки должны быть собраны, например, перед прогулкой или перед вечерним просмотром «Спокойной ночи, малыши». То есть это может выглядеть так: ужин, игра, уборка игрушек, «Спокойной ночи, малыши» (или другой мультик), вечерний туалет, чтение 10-15 мин. книги с мамой и сон. Тогда в другое время вы не просите ребенка убрать, даже если вам кажется, что в таком бардаке невозможно находиться.
- Определитесь, в каких комнатах ребенок может играть, например, только в своей. А в спальне мамы с папой игрушек не должно быть.
- Очень хорошо действует, если вы играете в игру с ребенком перед самым завершением игрового времени. Это полезно, так как это общение с ребенком, а также вам легко, закончив игру, плавно перейти к уборке. Если ребенок маленький, то он вам помогает, если старше 3-х лет, то это уже вы помощник у него. При этом вам можно присоединиться под конец игры, за 5-7 мин.
- Вы можете использовать принцип простоты, если вам и ребёнку так подходит. То есть все игрушки просто складываются в одну большую коробку. У этого способа есть минус. Когда ребенок будет начинать игру на следующий день, то он не будет искать нужную игрушку аккуратно. Он просто переворачивает коробку! Игрушки разлетаются по полу. Ребенок играет в одну игрушку, а остальные лежат кучей на полу.
- Вы можете купить несколько прозрачных контейнеров (по 5-7 литров) и хранить в них игрушки, рассортировав по группам. Прозрачные удобны тем, что в них видно содержимое. А по 5-7 литров – игрушку можно достать, не переворачивая контейнер. Минус: сначала ребенка надо научить сортировать.
- Если ребенок не убрал игрушку, не используйте шантаж: «Я ее сейчас выброшу». А если вы уж так сказали, то вам придется это сделать. Используйте фразы, в которых будут конкретные действия: «Поставь машину на полку», вместо «Уберись в комнате».
- Детям часто не хочется собирать игрушки, потому что их на полу слишком много! Разберите игрушки, если их у вас действительно много: сломанные выбросите; из которых ребенок «вырос» – отдайте или уберите; актуальные оставьте. Если актуальных все равно много, часть уберите в коробку и поставьте вне доступа. Через некоторое время поменяйте игрушки, которыми ребёнок играл на те, которые были убраны. Ребёнок с ними начнет играть с удовольствием, будто с новыми!
- Ребенок может убрать часть игрушек, а какую-либо конструкцию из игрушек оставить (например, куклы остались сидеть за столом и пить чай; сражение роботов продолжается и т.д.), не настаивайте на том, чтобы сын или дочь все убрали. Ребенок может начать завтрашнюю игру именно с этой ситуации. И даже если он передумает, НЕ вспоминайте ему это: «Ты вчера не убрал, потому что говорил, что продолжишь, а сам не…»
- Любую деятельность, даже хорошо организованную, необходимо контролировать! Именно поэтому в организациях есть руководители. Вам необходимо будет выделять несколько минут в день (после того, как вы организовали процесс), чтобы собирание игрушек снова не превратилось в ссору!