Нужно ли проходить обследование у логопеда, если ребенку поставили ЗРР?
Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно в процессе роста и развития при определенных условиях.
Речевое здоровье ребенка – важнейшая составляющая его полноценного развития.
Задержка речевого развития не является речевым диагнозом. Это состояние, которое указывает на то, что формирование (становление) речи происходит с нарушением онтогенеза, то есть не соответствует среднестатистическим срокам появления речи. Заключение ЗРР выносится детям до 3-х лет. Это широкое понятие, включающее в себя разнотипные отклонения, которые возникают из-за нарушения тех или иных условий в развитии речи. Ими могут быть причины биологического и социального характера.
- Это может быть связано с состоянием центральной нервной системы (ЦНС) и теми “вредностями”, которые она получила внутриутробно, во время родов или в раннем периоде жизни ребёнка.
- Недостаточными условиями для созревания и роста ЦНС.
- Нарушением в работе зрительного и слухового анализатора. Даже небольшое снижение физиологического слуха, которое не всегда можно заметить, может привести к нарушению формирования фонематического слуха и остановки развития речевой деятельности.
- Отклонениями в строении и функционировании органов речи, речедвигательными нарушениями на фоне нарушения тонуса.
- Несвоевременным или недостаточным развитием оральных функций (сосания, глотания, кусания, жевания, умения пить из стакана/чашки).
- Отставанием в развитии моторной сферы (общей моторики, ручной умелости, артикуляционной моторики).
- Наличием отклонений в формировании физиологического и речевого дыхания.
- Задержкой или нарушением психического развития, познавательной и коммуникативной деятельности, психическими заболеваниями.
- Это могут быть речевые нарушения, такие как алалия (моторная, сенсорная), анартрия, дизартрия.
- Неблагоприятной микро-социальной средой, в которой находится ребенок: дефицит речевых контактов, неправильное речевое окружение, невостребованность речи, гиперопека, «синдром госпитализма» у часто болеющих детей, двуязычие, педагогическая запущенность, эмоциональные стрессы, чрезмерно информированная среда, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует его возрасту.
- И ещё рядом причин.
Чтобы своевременно и качественно помочь ребенку, следует обязательно выяснить, по какой причине у него возникла задержка речевого развития. Для этого необходимо пройти диагностическое обследование у логопеда. Только он сможет установить причины, повлекшие отклонение в развитии речи. Выявить имеющиеся возможности для её восстановления и определить объем коррекционной помощи. Разработать идивидуальный коррекционный маршрут. Сформировать команду специалистов, порядок их включения в коррекционно-развивающий процесс и условия взаимодействия на разных этапах помощи.
Чем раньше будут выявлены причины ЗРР, тем эффективнее будет лечение.
Автор статьи – логопед-диагност Татьяна Васильевна Буденная.