7 игр на развитие мелкой моторики. Советы логопеда
Мелкую моторику рук нужно начинать развивать с самого раннего возраста. О том, как это делать правильно и интересно для ребенка, рассказывает логопед центра “Подсолнух” Ирина Сергеевна Колтуненко.
Упражнения для развития моторики пальцев положительно сказываются на развитии речевой зоны. В коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитие элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но так чтобы он знал за, что его хвалят. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.
1. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
2. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
4. Насыпаем в кастрюлю горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут – будут из печи
Булочки и калачи.
5. Берем веревку, завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.
6. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
7. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.