Качаться или не качаться?
В нашем центре среди маленьких посетителей сенсорной интеграции особой популярностью пользуются качели. Они яркие, интересные, их много, и все они разные. Но функции их, конечно, намного шире, чем просто радовать детвору. Это важный инструмент в терапии сенсорной интеграции, который, прежде всего, положительно влияет на вестибулярный аппарат малыша. Как именно? Рассказывает наш специалист по сенсорной интеграции Ангелина Кузнецова.
«Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспринимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе.
Известный французский врач профессор Альфред Томатис занимался изучением голоса и слуха. Он пишет, что вестибулярная система начинает работать в утробе матери уже через два дня после начала сердечной деятельности, то есть на 21-й день.
Столь ранний срок свидетельствует о том, как много времени требуется вестибулярной системе, чтобы подготовиться к выполнению своей жизненно важной функции. Уже на самой ранней стадии она начинает накапливать опыт: в этом и заключается ее развитие и созревание. Для накопления опыта и созревания она нуждается в «пище». Здесь можно говорить о «пище нервов». Из чего же она состоит? Большая часть этой «пищи» поставляется через кровь и плаценту, другим ее крупным источником является движение.
В обычной жизни основным стимулятором вестибулярной системы являются качели.
Но почему же некоторые дети проявляют неуклюжесть на ровном месте или не умеют сохранять равновесие, стоя на одной ноге?
Дело в том, что ощущение движения формируется постепенно. Сначала движения «вперёд-назад», «вверх-вниз», далее «влево-вправо», сложнее всего осознаётся вращение вокруг разных осей.
Для того, чтобы сформировать каждое ощущение движения, наша сенсорная комната оснащена различным инвентарем.
· Подвесная платформа (красная). За счёт отсутствия опоры, ребёнок осваивает каждое направление движения, а также учится контролировать позу, удерживать равновесие и баланс, развивает общую координацию.
· Гамак. Если вы никогда не качались в гамаке, то стоит попробовать, чтобы понять ощущения невесомости и спокойствия. Эластичность гамака отлично стимулирует ощущением давления, обволакивания проприоцептивную (мышечно-суставные ощущения), а также тактильную (кожную) системы.
· Узкие качели из ткани. Можно сказать, что это качели из вашего детства. Прежде всего, на них ребёнок учится отталкиваться двумя ногами, раскачиваться телом, спиной держать равновесие. Ребёнок учится прислушиваться и контролировать своё тело.
· Кокон. Некоторые дети не любят качели, не потому что их вестибулярная система в повышенной чувствительности, а потому что нет ощущения безопасности. Для таких детей прекрасно подойдёт качеля- кокон. Это гамак из плотного материала, в который можно поместиться целиком. Ощущения в нём можно сравнить с ощущениями ребёнка в животе у мамы. Раскачивание в нем дарит чувство защищенности и безопасности.
Помимо моментов сенсорного и моторного развития можно выделить и другие плюсы качелей:
· Приносит спокойствие. Движение вперед и назад несет успокаивающее воздействие.
· Поднимает настроение. Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-нибудь сидел на качелях и при этом чувствовал себя несчастным? Все – как дети, так и взрослые, – испытывают чувство глубокой радости, когда качаются.
· Улучшает взаимоотношения. Раскачивая партнера по игре, мы заботимся о том, чтобы ему было интересно и немножко страшно, но не опасно. Так мы учимся чувствовать окружающих нас людей и больше доверять им.
Поэтому ответ один – обязательно качаться!»