Как маме узнать, что на самом деле происходит у ребенка в школе или садике. Проективные техники
Итак, Вы столкнулись с изменениями в поведении ребенка. Раньше ходил в школу (или в сад) с удовольствием, теперь не хочет. Или материнское сердце не спокойно: «Его обижает воспитатель! Дети дерутся, а учитель на это никак не реагирует! А вдруг ей там плохо?»
Многих родителей серьезно беспокоит, что на самом деле происходит в детском саду, школе. При этом сам ребенок не всегда рассказывает. А может рассказывает, но мало, или мама чувствует, что не все там так гладко.
Основных способов получить информацию (и не только про садик или школу, но и про любые ситуации) от ребенка два:
– можно просто задавать ребенку вопросы,
– можно использовать проективные методики.
И мой самый любимый способ, но о нем чуть позже.
Сегодня расскажу Вам про проективные методики. Они очень полезны, так как позволяют получить полную и правдивую информацию. Это методики, которые основаны на принципе проекции. Это когда человек приписывает свои чувства, желания, действия кому-либо или чему-либо.
Например, дети и подростки создают разные сцены из своей жизни, а по определенным особенностям этих сцен и рассказов о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике их окружения, что происходит.
Или ребенок идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия его внутреннего мира, его интересов, побуждений.
Вариант первый – «Разыграть ситуацию». Вы предлагаете ребенку поиграть в детский сад или школу зверей (машин, кукол и т.д.) Ребенок будет выбирать животных, которые будут детьми и взрослыми. Уже то, каких животных он выберет, будет красноречиво говорить об его отношении к детскому саду или школе. А далее внимательно слушаете, каким тоном и какие фразы произносят герои данной игры. Вы многое можете узнать. Кстати, возможно, даже о себе!
Вы можете сами поиграть с ребенком, например, Вы будете ребенком, а он воспитателем. Этот способ можно использовать и с первоклашками. Поиграйте послушного ребенка и немного балованного, или который, например, сейчас не хочет есть и т.д.
Вариант второй – «Рисунок». Вы можете попросить его нарисовать серию рисунков, например, «я в детском саду/школе», «я на уроке и на перемене», «мои друзья в школе/детском саду». Смотрите, кого он начал рисовать первым (это значимый для него человек), каких размеров он сам и остальные, какими цветами он рисует. Даже если Вы не знаток интерпретации детских рисунков, настрой Вы почувствуете. Затем задайте вопросы по рисунку, например, (если он всех нарисовал, а себя нет): «Ты всех нарисовал?» При ответе «да» – можно предположить, что ребенку дискомфортно в коллективе. При ответе «нет» – предложите дорисовать. Если ребенок все же нарисовал себя – это лучше, чем в первом случае, но также говорит о дискомфорте.
Задавайте вопросы по рисунку: «А почему дети здесь такие грустные? Почему у воспитательницы такое лицо?»
Вариант третий – «Линия времени». Если произошла ссора, можно нарисовать ситуацию. На листе бумаги начертите линию – это линия времени. Просите начать рисовать, кто что делал, когда еще ссоры не было и все было хорошо. Затем, что произошло (кто что сделал перед самой ссорой, в момент ссоры и т.д.)
Вариант четвертый – «Сказка». Вы можете сами придумать начало сказки, а ребенок ее завершит. Я иногда рассказываю такую: «Жила-была девочка/мальчик. Жила она весело и очень любила играть в куклы. И вот когда ей исполнилось семь лет, на День Рождения были приглашены гости из разных королевств. Подарили ей много подарков. Она была очень счастлива. Мама ей сказала: «Лиза, когда в нашем королевстве детям исполняется 7 лет, то они все идут в школу». Как ты думаешь, что произошло дальше?» Предложите ребенку продолжить сказку. Дальнейший сюжет даст Вам информацию про реальную школу.
Очень важно! Если вам кажется, что ребенок фантазирует, ни в коем случае не обесценивайте это. Не говорите, что он выдумывает. Просто говорите: «Да, хорошо». И проясняйте дальше. Собрав всю информацию, Вы уже сможете сами понять, что же было на самом деле.
А теперь про мой любимый способ. Это простое наблюдение!
Смотрите и слушайте. Ребенок будет «приносить» фразы из детского сада и школы. Если у ребенка в детском коллективе не ладится, то уровень его внутреннего эмоционального напряжения будет высок. Он должен будет искать способ, чтобы его снизить или, как говорят психологи, отреагировать. Понаблюдайте за его игрой. Дети часто сами начинают проигрывать сцены из детского сада или школы. Они могут начинать обижать младшего брата/сестру или домашнего питомца. Они могут начать вдруг чаще болеть или просто просить Вас оставить их дома. Важно помочь ребенку справиться с ситуацией, пока она не усугубилась и не перешла в серьезный конфликт или психосоматику.