Неправильное пищевое поведение ребенка. Ошибки родителей
Пищевое поведение – это ценностное отношение к пище и ее приему, стереотипы питания в обыденных условиях и ситуациях стресса, поведение, ориентированное на образ собственного тела, и деятельность по формированию этого образа. Пищевое поведение включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека. И то, каким будет пищевое поведение у ребенка, во многом зависит от родителей, от тех идеалов и ценностей, которые присутствуют в каждой семье.
Но нередко случается так, что, не взирая на все старания родителей воспитать у ребенка правильные пищевые привычки и сделать его питание полноценным и разнообразным, в пищевом поведении ребенка проявляются странности, которые родители сами объяснить и исправить не в состоянии. У некоторых детей на протяжении длительного времени наблюдается стойкая чрезвычайная ограниченность рациона, который представляет собой постоянно повторяющийся набор из 10-20 или даже менее продуктов, категорический отказ пробовать хоть что-то новое, вплоть до страха перед новой едой, слёз и истерик.
Например, ребенок ест только творожок «Агуша» в определенной упаковке, из мяса употребляет только перетертую говядину, на завтрак ест только готовые завтраки – сладкие звездочки в молоке, пьет сок и обязательно «Добрый» через трубочку в зеленой коробочке, из хлеба ест только батон без корочки и нарезанный маленькими кубиками, из первых блюд употребляет только куриный бульон без единой картошечки или рисинки, но обязательно с чипсами «Лейс», которые со вкусом сыра и в желтой пачке. Или же ребенок завтракает лишь двумя бубликами и пьет очень сладкий чай из определенной кружки, но и то только если этот чай мама наливает при нем. Из первых блюд употребляет вермишелевый суп или борщ, но непременно перетертые до состояния жидкого пюре, категорически отказывается от фруктов и овощей в любом виде, но зато без проблем ест всякие тортики, конфеты и шоколад. И как неизменные и обязательные атрибуты приема пищи у таких детей – телевизор, планшет или телефон.
Если вы наблюдаете эти проявления у своего ребенка, то здесь речь идет уже не о безобидной «привередливости в еде», а о нарушении или расстройстве пищевого поведения.
Нередко родители сами допускают ошибки, которые способствуют формированию неправильного пищевого поведения у детей. Отметим наиболее популярные среди них:
- Развлечения во время еды.
Удовольствие от еды – одно из самых основополагающих и древних удовольствий. Ни в коем случае нельзя подавлять его другими удовольствиями – одновременным просмотром мультфильмов, рассказыванием сказок и другими развлечениями. Это приводит к тому, что ребенок отвлекается на происходящее, ест автоматически, не осознавая важность еды. И, соответственно, не закрепляет удовольствия от еды. В конечном итоге прием пищи у него начинает ассоциироваться именно с развлечением, а не с удовлетворением чувства голода.
- Частые перекусы.
Прием пищи должен быть регламентирован, подчинен правильному режиму. Перерыв между приемами пищи должен быть не менее трех часов, так как на переваривание пищи организму требуется в среднем около двух часов и еще около часа организму нужно для того, чтобы отдохнуть. Этого времени достаточно, чтобы ребенок проголодался. Нельзя отвлекать, развлекать ребенка едой, совать ему в рот конфетку, чтобы не капризничал.
- Перекармливание ребенка.
Еда должна соответствовать возрасту и весу ребенка. Ребенок должен понимать, что еда нужна ему, а не его родителям. Не следует заставлять ребенка есть больше, чем он хочет и может. У него, также как у любого человека, иногда нет аппетита. Например, в жаркую погоду или во время болезни.
- Грубое или безразличное поведение с ребенком во время кормления.
Ни в коем случае нельзя кормить детей насильно, заставлять доедать все до последней ложки, ставить условия: «Не съешь – будешь сидеть до вечера!» Лучше сделать порцию поменьше, чтобы ребенку захотелось добавки. Отстраненное, равнодушное поведение родителей во время кормления также недопустимо.
В семье должна быть создана культура поведения за столом. Соблюдение правильного режима питания, совместная еда детей и взрослых, приятные спокойные разговоры за столом, красивая сервировка стола, аппетитная, здоровая, свежая и вкусная пища будут способствовать формированию правильных пищевых привычек и пищевого поведения.
Но, если нарушения в питании у ребенка не проходят самостоятельно, то это уже случай, который требует целенаправленной работы как со стороны самих родителей, так и специализированной помощи со стороны врачей и/или психологов. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые помогут разобраться в причине возникновения нарушения пищевого поведения у ребенка и справиться с этой проблемой.