Что делать, если ребёнок боится ошибок?
Каждый родитель мечтает воспитать успешного талантливого ребенка. В ход идут занятия спортом (ведь спорт дисциплинирует, воспитывает волю и дух, учит преодолевать себя и работать в команде), пение, танцы или театральный кружок. Но вместо блестящих результатов и побед мы «получаем» уставшего раздражительного ребенка, для которого еще одно занятие – просто наказание…
У ребенка пропадает желание стараться:«Зачем что-то делать, если у меня опять не получится?»
Как помочь ребенку преодолеть боязнь совершать ошибки?
Для начала разберемся, откуда берется этот страх?
Как оказалось, причины боязни ошибок могут быть заложены в глубоком детстве. В первые годы после рождения ребенку предстоит совершить множество попыток и ошибок, поэтому с самого раннего детства у детей закладывается большое терпение к ошибкам, он готов пробовать снова и снова. Психологи и педагоги утверждают, что чаще всего страх неудачи и нетерпимость к ошибкам заложен у ребенка не от природы, а приобретен благодаря взрослым.
Что же может вызвать такое настроение у ребенка?
Вот некоторые примеры:
1. Постоянное оценивание успехов ребенка с помощью «школьного» подхода отрицательно влияет на обучение. Истерики и апатия из-за неудачи – не просто негативная реакция, но и сообщение: «У меня не получается, потому что мне это не нравится, мне это неинтересно».
2. Страх совершить ошибку может появиться из-за слишком критического отношения родителей к ребенку: «Опять ты испачкал куртку, неужели нельзя аккуратнее?» А ребенок с такой радостью бегал по парку, высматривая белочек и птичек…
3. Часто страх ошибиться появляется у детей, если родитель слишком тревожный и запрещает делать самостоятельно. «Если мне не разрешают делать самому, как я пойму, что я могу, и что у меня получится?»
4. Высмеивание ошибок влечет за собой боязнь ошибиться, то есть боязнь быть высмеянным снова. «Лучше я ничего не буду делать, чтобы меня снова не высмеяли, буду середнячком». В такой ситуации важно участие родителя, как он отреагирует: безразлично или же проявит внимание (поговорит, подбодрит, расскажет, что иногда даже полезно смеяться над собой).
Как же понять ребенка?
1. Прежде всего, позвольте ребенку сделать самостоятельно выбор. Присмотритесь, пусть попробует себя в разных занятиях, но не перегружайте и не давите. Каждый ребенок уникален, и наша задача вовремя заметить его талант. Когда выбор сделан правильно – у ребенка светятся глаза, появляется искренний энтузиазм пробовать снова и снова и постигать новые виражи. Непростые моменты бывают у каждого, будьте внимательными и чуткими, поддержите добрым словом и похвалите. Ребенку не нужна оценка или порицание, ему важно понимать, что его любят и им гордятся.
2. Попробуйте узнать, чего именно он боится? Что его тревожит?
3. Снижайте свою планку и ожидания. Ориентируйтесь на природные таланты ребенка.
4. Приобщитесь к позитивному мышлению. Забудьте про упрёки, подбадривайте своё чадо словами: «У тебя всё получится!», «Ничего страшного», «Ты большая умница!», «Я в тебя верю!», «Не попробуешь — не узнаешь», «Не ошибается только тот, кто не делает!».
5. Разрешите самим себе ошибаться.
6. Отмечайте даже самые маленькие победы ребенка. Хвалите, заведите традицию праздновать успехи ребенка.
7. С помощью различных методик и техник (арт-терапия, игра, сказка или рисунок) можно узнать про страх и побороть его. Как? Слепить, нарисовать, обыграть свой страх. Тогда дети активно включаются в этот процесс и легко справляются со своим страхом. В данном случае очень важно выбрать грамотного детского психолога, который найдёт индивидуальный подход, будет максимально внимательным и доброжелательным.