Как подготовить особых детей к школе?
Когда ребенку исполняется 5-6 лет, родители начинают задумываться: « А что же дальше?». Понятно, что дальше школа. Но что, если у ребёнка особенности в развитии, стоит диагноз аутизм, задержка развития, синдром гиперактивности?
Готовность к школе определяется не тем, знает ли ребёнок буквы и до скольки он считает. Успешность и эффективность обучения зависит от того, готов ли ребёнок к школе эмоционально.
У ребёнка должна быть модель урока, опыт занятий за столом, работы в группе и с учителем. Для особых малышей школа – это стресс, совершенно новый режим и новые правила, которые необходимо соблюдать!
Как готовиться родителям и к чему быть готовым?
На данный момент у мамы есть следующие варианты:
Давайте разберёмся с плюсами и минусами …
1. Дома с мамой
Конечно, это пожалуй самый бюджетный вариант. Но, к сожалению, сейчас очень сложно найти книгу, посвященную именно подготовке к школе особенного ребёнка . В интернете вы можете найти массу пособий, упражнений, развивашек моторики, речи, внимания, памяти и графомоторных навыков: www.dcpmama.ru, www.corhelp.ru, www.azbyka.ru
Но какие минусы?
Во-первых, мама- это мама, а не профессиональный дефектолог. У мама нет схемы, структуры проведения занятия, она не знает как грамотно построить обучение. Мама не всегда может объективно оценить уровень и динамику развития ребёнка. Для ребёнка нет смены обстановки и нет смены круга общения. Следовательно, эмоционально это не подготовит его к школе.
2. Индивидуальные занятия с логопедом или дефектологом.
Где можно найти таких специалистов? Чаще всего их находят либо по рекомендации, либо в интернете.
Например, сайты www.avito.ru или www.profi.ru
С ребёнком будет заниматься специалист, он разовьёт познавательные способности малыша. Однако это самый финансово затратный вариант. Кроме того, ребёнок не получит навыки взаимодействия с другими детьми.
3. Если позволяет уровень развития, малыша можно отдать в группу подготовки к школе для нормотипчных детей.
Валерия, мама Вани обратилась в наш центр после подобного опыта. У ребёнка синдром гиперактивности.
« Взвесив все «за» и «против», посчитав, что группа подготовки обычных детей стоит дешевле, недалеко от дома, да и ребёнок быстрее привыкнет к обучению, одноклассникам и школе я записала Ваню в обычную группу. Но, к сожалению, опыт получился плачевным. Педагог не знал что делать, а дети и родители были очень негативно к нам настроены. Они сразу начали жаловаться и в итоге нас исключили из этой группы».
Дело в том, что особенный ребёнок иначе усваивает информацию, требует большего внимания и понимания педагога. Ребёнок может нарушать общепринятые нормы поведения или совершенно не уметь взаимодействовать с другими взрослыми или детьми. Не всегда педагоги и родители других детей готовы к этому. В результате расстройство родителя и ребёнка.
4. Ещё один вариант — это группы подготовки к школе, созданные специально для особых детей.
Это как правило, мини-групппы по 4-6 человек, что позволяет ребёнку научиться общаться с другими детьми и при этом получить максимум внимания.
Лучше, если такую группу ведёт профессиональный педагог-дефектолог, специализирующийся на подготовке к школе детей с нарушениями развития. Группы должны формироваться в зависимости от особенностей и уровня развития детей. Программа составлена таким образом, чтобы малышу было легко ее освоить. А имитация учебного процесса (уроки, парты, доска, колокольчик,..) помогают малышу приспособиться к новой модели.
Мы регулярно набираем подобные группы в нашем центре психологии и развития «Подсолнух» и сейчас проводится очередной набор. Подробнее про группу подготовки к школе Вы можете почитать здесь.
Главное, начать подготовку к школе заранее, тогда подготовка к школе будет ярким интересным событием для малыша, а для мамы меньшей головной болью!
Наши специалисты готовы поделиться с Вами своими знаниями и многолетним опытом работы, которые помогут Вам наиболее эффективно подготовить особенного малыша к школе.