Когда пора обращаться к логопеду?
Речевая функция – одна из важнейших психических функций. Речь является основным механизмом мышления. Овладение ребенком речью создает предпосылки специфических социальных контактов, способствуют осознанию, планированию и регуляции его поведения. Наличие речевых расстройств и тем более, полное отсутствие речи у ребенка обычно сказывается на всем его психическом развитии, отрицательно влияют на формирование характера, приводят к отклонениям в его поведении. Ход психического развития замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и в дальнейшем при выборе профессии и устройстве личной жизни.
Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно в процессе роста и развития. Речевое здоровье ребенка является важнейшей составляющей его полноценного развития. Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств.
Для того чтобы составить предварительное мнение о речи ребенка, можно использовать общепринятые стандарты развития речи:
- около 2 месяцев появляется «гуление» и к началу 3 месяца «лепет» (агу-агу, тя-тя, ба-ба);
- с 6 месяцев путем подражания за взрослыми произносит отдельные слоги;
- с 10-11 месяцев произносит первые слова-обозначения. По слову взрослого выполняет знакомые ему действия «Покачай лялю» и т.д.;
- к 12 месяцам понимает по слову (без жеста) несколько разученных ранее имен окружающих, названий предметов и действий. Легко подражает произносимым взрослым знакомым словам, много и разнообразно лепечет, произносит, осмыслено в пределах 10 слов;
- от 1 года до 1,6 года запас слов около 30. Понимание быстро растет, выполняет простые словесные поручения («принеси мишку»). Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям, говорит отдельными словами, имеющими значение предложения, дополняет эмоционально выразительными жестами, мимикой и интонацией;
- от 1,6 года до 2 лет словарь употребляемых слов увеличивается до 300. Начинает употреблять 2-3 составные предложения. В словах появляются грамматические изменения, речь становится средством общения и эмоционально выразительной.
- к 3 годам может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы, которых ранее непосредственно воспринимались ребенком. Воспроизводит слышанные стихи и песни. В словарный запас входят все части речи (кроме причастия и деепричастия) до 1200-1500 слов. Говорит сложными фразами, рассказывает о виденном несколькими предложениями, но отрывочными, произношение становится правильное (за исключением шипящих «л», «р»);
- в 4 года пользуется в речи простыми и сложными предложениями грамматически правильно оформленными, заканчивается формирование правильного произношения;
- в 5 лет пользуется структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, пересказывает сказку (рассказ) без дополнительных вопросов, дифференцирует все звуки.
Когда развитие речи отличается от этих норм необходимо обратиться к специалистам (логопеду, психиатру, неврологу, сурдологу).
Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств.
Очень важно родителям и близким ребенка вовремя отследить нарушения языкового развития. Определить их можно в случаях, если:
- 2 -3 месячный ребенок никому не улыбается;
- ребенку около года, а он не понимает речь или жесты;
- ребенок в возрасте 18 месяцев не произносит осмысленных звуков;
- родители отмечают трудности в установлении контакта со своим ребенком;
- ребенок в возрасте 1 -3 лет не обращает внимания на то, что говорят другие;
- ребенок в возрасте 1-3 лет никогда не спрашивает названий чего-либо;
- 3-х летний ребенок называет только предметы и действия и никогда не выражает в своей речи что-либо еще;
- ребенок не использует язык (речь, жест) при общении с другими людьми, это общение кажется неосмысленным или по механизму «эха» (эхолалии);
- 3-х летний ребенок использует только 1-2 словные предложения;
- ребенок до 3-х лет редко спрашивает «Почему?».
Для правильного речевого развития необходимо правильное развитие органов ротовой полости ребенка. Мама сама может определить симптомы, указывающие на проблемы в этой сфере:
- если у ребенка нарушено глотание, жевание или сосание;
- если были трудности при переходе ребенка от жидкой пищи к твердой;
- если ребенок постоянно пускает слюни (т.е. почти нет или недостаточно развито произвольное глотание;
- если есть расщелина верхней губы, челюсти, нёба и другие органические нарушения в полости рта;
- если ребенок постоянно или часто держит рот открытым;
- если поведенческие отклонения в работе органов ротовой полости (сосание пальца, затруднённое глотание, дыхание ртом) влияют на развитие челюстей, зубов, губ, языка, нёба;
- если возникают проблемы артикуляции вследствие нарушения движений языка, губ;
- если у ребенка психомоторная задержка.
Еще одна причина обращения к логопеду являются нарушения процесса слушания.
Причины нарушения умения слушать:
- потеря слуха;
- гиперактивность;
- проблемы с пониманием слов;
- плохой контакт родителей с ребенком, т.е. педагогические проблемы;
- эмоциональные проблемы;
- задержка психомоторного развития.
Признаки необходимости обследования слуха у ребенка:
- неадекватно реагирует на звуки или разговорную речь;
- недостаточно активен в общении, избегает его;
- не любит занятия, связанные с разговорами, пением, чтением вслух, стремится быть один;
- часто пугается, когда слышит даже знакомые звуки;
- не может определить источник звука, если позовут из другой комнаты;
- его вокализации монотонны, невыразительны в период лепета, и позднее, когда он начинает произносить предложения;
- вокализации развиваются до 9 месяцев, затем развитие останавливается;
- имеет задержку речевого развития;
- имеет артикуляционные нарушения, часто в сочетании с языковыми нарушениями;
- имеет нарушение концентрации внимания, двигательно расторможен.
Ранняя логопедическая поддержка маленьким детям с нарушением речи и языка может предотвратить развитие более тяжелых нарушений. Сделайте все от Вас зависящее, чтобы своевременно привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.
Будённая Т.В.